ЕГЭ по химии: бой с химерой

ЕГЭ по химии: бой с химерой

Последний, 11-й день, супермарафона «МК» по подготовке к единым госэкзаменам «ЕГЭ — это про100!» достался химии. В 2020 году именно этот экзамен породил слухи о чрезмерной сложности ряда заданий, и мы решили выяснить, почему так случилось, что ждет ребят в этом году и как избежать прежних ошибок. Прошлогодние химеры развеивали: учитель химии Екатерина Зеня, руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин и выпускницы Анастасия Козлова и Евгения Гостева. Наш завершающий эфир по традиции шел на всю страну, а на прямое включение со студией «МК» вышли Краснодарский край и Брянская область.

Фото: Екатерина Шлычкова

Ни содержание, ни структура, ни распределение по частям, ни количество заданий ЕГЭ 2021 года по химии не изменились. 35 заданий по-прежнему разбиты на две части и представляют четыре содержательных блока: неорганическая и органическая химия плюс блок «Методы познания в химии» и раздел «Химия и жизнь». Немного поменялась лишь форма ответа и формулировка заданий № 18 и 19: если раньше там требовался выбор двух верных ответов, то сейчас — всех. Но алгоритма решения это не меняет, ведь чтобы ответ был верным, анализировать все варианты приходилось и прежде. Что же вызвало прошлогодние слухи о «неберущихся» заданиях?

— Соблазн действовать по шаблону, — считает Екатерина Зеня. — А шаблон — это зло для всякого творчества! Ребята иногда говорят: «Первый раз в жизни вижу такую реакцию!» А я отвечаю: «Ну и что? А фосфор ты видел, свойства его знаешь? Да! Значит, можешь оценить: этот фосфор — окислитель или восстановитель. Могу! А раз можешь оценить его свойства и понять, с чем он будет взаимодействовать, ты можешь проанализировать «незнакомую реакцию, которую видишь первый раз в жизни»? Да! Ну так проанализируй и выполни это задание!»

Но именно это не удалось некоторым участникам ЕГЭ по химии в 2020 г.

— Было задание найти разницу между минимальной и максимальной степенями окисления, — разъяснила Зеня. — Это, действительно, новая формулировка. Но как находить разность на математике вас учили? Учили. А как найти минимальную и максимальную степень окисления? Тоже. Значит, найдем разность? Легко! Таким образом, если мы видим незнакомую формулировку, не пугаемся, а разбиваем задание на структурные элементы, а потом собираем их и получаем правильный ответ. Того, чего не проходят в школе, на экзамене не будет! Если вы качественно подготовились к экзамену, поработали с материалами сайта ФИПИ (кодификатор, спецификация, навигатор самоподготовки) и все содержательные блоки там поняты и осознаны, вам по силам выполнить любое задание ЕГЭ по химии.

Фото: Екатерина Шлычкова

Итак, о лайфхаках для подготовки к ЕГЭ по химии.

Химию нахрапом не взять и за неделю не выучить — нужна систематическая подготовка. Например, такая. Первый этап, по методу Екатерины Зени, — теоретическое изучение: «Стараемся понять каждое слово, символ, букву. Задания решаем, разделяя их по линиям, погружаясь в каждую линию и выбирая проблемные места для тебя лично. Второй этап — обобщение и систематизация. Мы уже имеем теоретическую подготовку, понимаем особенности взаимодействий в химии и подходы к решению расчетных задач, а потому решаем задания уже не по линиям, а комбинируя их одно с другим и постепенно усложняя, например, ограничивая отведенное на решение время. Третий, заключительный этап — решение пробных вариантов в условиях, максимально приближенных к экзаменационным: без телефонов и интернета и лишь с тем, что разрешено на ЕГЭ: таблицами Менделеева и растворимости, да еще с непрограммируемым калькулятором. Перед нами только КИМ, бланки и черновик, а время, отведенное на экзамен, строго ограничено. Тут-то и понимаешь, над чем еще нужно поработать».

Именно так готовится Евгения Гостева. А Анастасия Козлова рекомендует нынешним десятиклассникам начинать подготовку как можно раньше, чтобы все успеть: «Только нужно не просто заучивать по учебнику, а развивать понимание».

Главный вопрос: из-за каких ошибок чаще всего теряются баллы?

О том, что дорога к потерям вымощена шаблоном и тупой зубрежкой, мы уже говорили. Кстати, поэтому, разъяснил на прямом включении Брянской обл. Тимофею из лицея № 1 Дмитрий Добротин, «не планируется создавать сборников по подготовке к сложным заданиям ЕГЭ по химии с нестандартными формулировками: чем более разнообразные задания вы решите, тем спокойнее будете себя чувствовать на экзамене при изменении формулировок и варьировании условий задания».

Вторая типичная причина ошибок — невнимание: поторопился и пропустил половину слов в задании. Поэтому, выполняя экзаменационную работу, подчеркивайте ключевые слова и требования, советует учитель химии: в условиях задания уже содержится половина правильного ответа. Взять хотя бы простенькие задачи с № 27 по № 29. Там пишут, с какой точностью надо привести ответ: например, с точностью до десятых. А ученик приводит с точностью до целых. Или указывает объем не в миллилитрах, как просили, а в литрах. А почему? Не дочитал условие! Особенно критична такая ошибка в задании № 30. Нужно, скажем, написать уравнение реакции, сопровождающейся выделением бурого газа. А ты все сделал верно, но газ выделяется не бурый, а бесцветный. И так как это решение не соответствует качественному признаку, заложенному в задаче, ответ не зачтут. Обидно же!

Задание № 30, судя по накалу страстей в чате, вообще считается у ребят одним из самых сложных. Есть ли лайфхаки для его выполнения?

Оказывается, есть: «Это задание на понимание окислительно-восстановительных процессов, — рассказывает Екатерина Зеня. — Когда вы увидели спектр веществ, обязательно разделите их на группы: окислителей, восстановителей и, возможно, веществ, которые будут под вопросом, например, хлорид, который обладает восстановительными свойствами, но не ярко выраженными. Затем смотрим, какие вещества можно рассмотреть в качестве среды для протекания окислительно-восстановительных реакций: для ряда веществ окислительно-восстановительные свойства будут зависеть от условий, в которых эта реакция идет. А затем прикиньте по качественным признакам, какие окислители и восстановители могут принять участие в процессе, чтобы, к примеру, выделился бесцветный газ или образовался окрашенный раствор. Образуется, к примеру, окрашенный раствор — значит, в процессе примут участие соединения, содержащие переходные металлы (кроме цинка). Подсказки в самом задании! Так что не сомневайтесь: после того, как вы проанализировали его на предмет возможных окислителей и восстановителей и структурировали данные вам вещества, решение само всплывет в голове».

Фото: Екатерина Шлычкова

Много вопросов вызвало и задание № 34. О том, какие основные химические процессы в этом году оно может охватить, при прямом включении Краснодарского края спросила Оксана Гусева из школы № 98 г. Краснодара.

— В этом году мы решили включить в задачу все основные виды расчетов, которые встречались в последние 4–5 лет, — ответил Дмитрий Добротин. — Это может быть смешивание и разделение растворов на разное количество частей, может быть задание на смеси веществ, на электролиз или на то, что называют атомистикой. При подготовке лучше не сосредотачиваться на конкретных видах расчетов, а попробовать прорешать задания, которые были в прошлые годы, и посмотреть, получается ли верный ответ. Если нет, обязательно найдите этап решения, вызвавший наибольшие сложности. И еще. После того, как вы провели первичные вычисления, вернитесь и посмотрите на уравнения реакции, которые вы составили вначале. Ребята часто продолжают решать первоначально записанные уравнения реакции, несмотря на вывод об образовании, к примеру, избытка щелочи. И допускают ошибку, так как тогда уже не осадок выпадает, а образуется раствор, а значит, и расчет нужен другой. Кроме того, глядя на уравнение какой-то реакции, например электролиза, продумывайте не только основной состав продуктов реакции, но и то, что с ними происходит в реакционной смеси, особенно если эту смесь будут смешивать или разделять полученный раствор. Здесь надо быть очень внимательными к условиям.

Говоря про лайфхаки подготовки к решению задания № 34, Добротин советует… рисовать задачу: «Если выделяется газ — стрелочку вверх и подписать, что это такое и количественное значение: сколько его улетело из реакционной смеси. То же и с осадком — стрелочка вниз и написать, сколько его выпало. Надо сделать задачу видимой, чтобы потом было ясно, как, скажем, определять массу раствора, который остался в реакционной смеси. Ну а если кто-то чувствует, что западает математика, оставшегося месяца достаточно, чтобы посмотреть расчеты с переменной величиной. Можно с этим обратиться к учителю математики. Но подчеркну: никакого усложнения ни по линии математики, ни по линии химии в ЕГЭ 2021 года нет: речь идет только о комбинировании элементов и расчетов».

На экзамене для задания № 34 свои лайфхаки:

— Предлагаю решать эту задачу не в самом начале решения ч. II, а ближе к концу, — советует Дмитрий Добротин. 1-й и 2-й шаги в ней (составление уравнений и реакций и расчеты по известным физическим величинам) даются легко. Но дальше могут возникнуть сомнения. Поэтому стоит чуть-чуть ее отложить и решать задачи, в которых вы уверены, а потом вернитесь, если останется время. (Кстати, то же относится и к ч. I). И помним: в зависимости от полноты проведения процесса могут образовываться разные продукты реакции. Будьте очень внимательны!

— Внимательно смотрите и на соотношение реагентов при решении этой задачи, — добавила Екатерина Зеня. — В задаче на электролиз, например, вспоминайте правила электролиза, которые вы применяли при ответе на задания в ч. I, и о том, что может протекать при электролизе данной соли. Тщательно анализируйте условия задачи: нет там однозначного указания на то, что реакция протекает полностью, просмотрите — может, она шла и не полностью! Обозначьте для себя такие ключевые моменты! И будьте готовы к тому, что реакций в задаче № 34 можно описать несколько: не торопитесь с вынесением суждения об одном каком-то процессе, сделайте количественный расчет, посмотрите на соотношение реагентов и только после этого записывайте уравнение реакции.

В 2020 году также возникли затруднения с заданием № 35. На что обратить внимание при его выполнении, чтобы избежать ошибок?

— Это задание на установление молекулярной формулы химического вещества и написание уравнения химической реакции, — уточнила учитель химии. — Основной источник ошибок здесь, как ни грустно, неумение округлять. А пренебрежение аккуратностью округления, скорее всего, приведет к неправильному соотношению на этапе простейшей формулы, а затем к ошибке в молекулярной формуле. А молекулярная формула — это уже целый балл! Установить ее не так уже сложно, если соблюдать все правила и внимательно читать условия. Но особенно важно при решении этой задачи не привыкать к какому-то шаблону — например, что водород только в воде. Ведь сгори какое-то галогеносодержащее соединение, и все: водород уже не только в воде, но и в получившемся хлороводороде. Учтя это, составляйте простейшую формулу, а затем молекулярную. Внимательно смотрите, что с этим веществом происходит дальше, и на этой основе предлагайте структурную формулу данного соединения. А при ее построении учитывайте, что автор заложил в задачу: сказал он, что нет третичных атомов углерода, и вы себе это подчеркнули; а сказал, что в структуре нет разветвленных углеродных цепей, подчеркнули себе это. Все это подсказки для установления структурной формулы. Ну и когда пишете уравнение реакции, не забывайте о кислотных основах взаимодействия: к примеру, о том, что в щелочной среде не может получиться кислоты, так как она тут же превратится в соль.

Фото: Екатерина Шлычкова

Лайфхак на экзамене:

— Может, кому-то удобнее начать со 2-й части, — подсказал Дмитрий Добротин. — Например, с заданий № 30, 31, 32, 33, чтобы сразу погрузиться в запись уравнений реакций и вспомнить про расстановку коэффициентов, к которым надо относиться очень внимательно. (Часто снижение баллов, даже в высокобалльных работах, вызвано отсутствием коэффициентов, причем не в самых сложных уравнениях реакций.) И лишь потом перейти к ч. 1.

При этом заданий с неоднозначными ответами с точки зрения записи продуктов реакции и определения среды раствора для солей не будет: ни по гидролизу таких солей, как AgCl03 и AgN03, ни по определению среды в растворе гидросульфита натрия, заверили эксперты в ходе прямого включения Артема Балояна из краснодарского лицея № 12.

Итак, все 11 дней супермарафона «МК» по подготовке к единым госэкзаменам «ЕГЭ — это про100!» остались позади. Надеемся, что наши эфиры помогут ребятам хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Но если у кого-то остались вопросы, их не поздно задать и сейчас. Напишите на сайт «МК», на страничку Рособрнадзора или в чат под нашими видео. Ни пуха, ни пера! И помните: «ЕГЭ — это про100»!

Смотрите записи наших эфиров в VK, YouTube.

Названы главные лайфхаки в ЕГЭ по химии

Смотрите видео по теме

0+

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *