На Шанхайском кинофестивале заинтересовались советской совестью

На Шанхайском кинофестивале заинтересовались советской совестью

Полуторачасовая черно-белая картина «Совесть» Алексея Козлова отмечена на 24-ом Шанхайском международном кинофестивале тремя «Золотыми кубками» — «за выдающиеся художественные достижения», лучший сценарий (Алексей Козлов и Петр Смирнов), лучшую операторскую работу (Вячеслав Тюрин).  

Кадр из фильма «Совесть» предоставлен съемочной группой

Представлены были в разных программах и другие российские картины — мистический якутский хоррор «Иччи» Костаса Морсаана, «Общага» дебютировавшего в режиссуре оператора Романа Васьянова. В Китае любят  советское и современное российское кино, особенно военное. Два года назад после премьеры  на  Шанхайском кинофестивале в прокат вышел «Т-34».  В 2017 году двумя «Золотыми кубками» отметили сценарий и работу оператора  фильма «Хармс» Ивана Болотникова. А 2015-ом в Шанхай пригласили  «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Правда, сам он тогда заявил, что иллюзий относительно победы не питает, поскольку его фильм «не для ярко выраженной коммунистической страны». В Шанхай он не поехал. И теперь не все кинематографисты готовы были отправится туда, поскольку требовалось по прибытии делать китайскую прививку от коронавируса.  

Нынешний победитель Алексей Козлов («Всегда говори «всегда», «Спасти Ленинград») поделился своей радостью: «Мы не ожидали, что получим три награды. Девять стран, тринадцать картин в основном конкурсе и всего восемь номинаций. Мы забрали почти половину призов. Такое бывает редко. Тема совести, а именно она в центре сюжета, оказалась востребованной». 

Его фильм основан на реальных событиях: в ночь на 11 сентября 1922 года в День милиции в петербургских Крестах был совершен массовый побег во главе с бывшим сотрудником ЧК Ленькой Пантелеевым, организовавшим банду налетчиков. Это был первый такого рода случай в истории следственного изолятора Крестов. Ленька будет убит в 21 год. Как известно, его труп выставили на всеобщее обозрение в морге, чтобы успокоить граждан, которые не верили в смерть человека, державшего в страхе город. Колоритным  персонажем наши кинематографисты интересовались и прежде. Пантелеев появился в одной из серий хита 1970-х «Рожденная революцией» Григория Кохана, а сыграл  Леньку Владимир Дюков-Самарский. В 2006-ом вышел многосериный телефильм «Жизнь и смерть  Леньки Пантелеева» Эрнеста Ясана, где главную роль исполнил Алексей Барабаш. Молодой налетчик стал героем литературных произведений и даже поэмы. Ему посвящена одна песня, а  Александр Разенбаум упомянул его в своей. Есть мюзикл, поставленный Максимом Диденко и Николаем Дрейденом в питерском ТЮЗе.   

В «Совести» Леньку Пантелеева сыграл Александр Кононец, знакомый по «Знахарю» и «Шторму». Но главным героем фильма стал следователь Борис Аркадьевич Летуш. Его роль сыграл Владислав Комаров — актер с выразительным  графичным лицом и отрицательным  обаянием. Совсем недавно зрители его увидели в фильме «Дорогие товарищи!»  Андрея Кончаловского. 

Кадр из фильма «Совесть» предоставлен съемочной группой

События происходят в 1920-е годы в Петрограде. У Летуша убит брат, который был не таким, как он сам, — лучше, не шел на сделку с властью. Но Летуш ради того, чтобы выжить, решил, что надо быть другим. Он  ищет убийцу  брата, чтобы наказать и не ошибиться, как уже было однажды, когда пришлось застрелить при задержании невиновного. Нас пытаются убедить в том, что Борис Аркадьевич  становится частью системы, поступается совестью и страдает. Но тут тот случай, когда никого не жалко. У его убитого брата осталась маленькая дочка Марго. Она всегда молчит из-за психологической травмы. Психиатр уверяет, что девочка должна заговорить. Ее встречи с дядей производят жутковатое впечатление: они опасны для ребенка, чего авторы, скорее всего, не закладывали. Директора приюта, где находится девочка, сыграла Анастасия Мельникова. Пожалуй,это  лучшая роль в картине — простая, наполененная живой энергией. С Алексеем Козловым актриса уже работала на  картине «Спасти Ленинград». 

На экране — живописные советские коммуналки, снятые не без шика. В обществе царит фатальное недоверие. Никому верить нельзя. В Китае выходит немало картин такого рода, их постоянно показывают на международных фестивалях. Чаще всего они связаны с культурной революцией. Фильму Алексея Козлова подошло бы название «Страх». В финальных титрах сообщается: «Совесть была основой всех поступков русского интеллигента, и прекрасных и тех, которые могут показаться слабыми». Звучит, так, словно это перевод с китайского на русский.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *