Это надо видеть: как в Третьяковке показывают историю России

Это надо видеть: как в Третьяковке показывают историю России

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости, Анна Нехаева. Красивой, масштабной и впечатляющей получилась выставка «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского» в Третьяковской галерее. О том, чем уникальна эта экспозиция и почему ее обязательно надо видеть, — в материале РИА Новости.Связь поколений»Посмотри, как красиво прописаны ткани костюмов!» — отмечает другая перед полотном Седова «Выбор невесты».Третьяковская галерея часто организует крупные, масштабные проекты, но этот — особенный. Впервые за долгое время собрали столько уникальных работ со всей страны (многие в Москве впервые). И приурочили сразу к двум важным датам — Дню России и юбилею Александра Невского.Многогранность его личности и таланта показывают картинами и артефактами. Невский изображен как воин (работа Павла Корина), святой монах (иконы), а еще доблестный рыцарь и мудрый правитель (несколько работ из петербургских собраний).И на каждом полотне он суровый, спокойный, сосредоточенный и невозмутимый.Уже первый зал, посвященный Невскому, удивляет разнообразием сюжетов и редкостью работ.Рядом с картинами, в витринах — шлем и меч XIII века. Глядя на них, понимаешь: показанное на полотнах реально и на самом деле происходило в Древней Руси.Владимир Путин, посетивший экспозицию в День России, отметил значимость проделанного организаторами выставки — Патриаршим советом по культуре и Министерством культуры России.При этом выставка — не учебник, иллюстрирующий историю.Художник-психологНахмуренные брови, сутулые плечи, задумчивый взгляд и рука, тревожно сжимающая ткань, — таким был Иван Грозный у тела убитого им сына, по мнению Вячеслава Шварца.Картина 1864 года (написанная задолго до знаменитого полотна Репина и купленная Третьяковым) выглядит как кадр из фильма: статичная, монументальная и красочная.Это отличало многих мастеров второй половины XIX века, но именно Шварца называли первым художником-психологом — за особое внимание к личности изображаемого им человека.Интересно, как художники разных эпох видели своих персонажей. Если Васнецов при работе над «Крещением Руси» использовал приемы, подсказанные сюжетами древнерусских фресок, то в эпоху классицизма мастера превращали героев в античных рыцарей (например, как на полотне «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» Акимова).А художники-реалисты черпали вдохновение из жизни. Так, Григорий Седов на картине «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» заставляет восхищаться шестью русскими красавицами в роскошных сарафанах и кокошниках.Мастер натуралистической живописи, Седов так достоверно передает фактуру тканей, тени на лицах, положения рук и жесты, что кажется, будто стоишь рядом с Алексеем Михайловичем и пытаешься понять, кто ж милее.Баталии и личностиЧасто известные произведения выглядят на выставке по-новому. Не в последнюю очередь за счет экспозиции, интересных световых решений и деликатной подсветки. Картины, как в сказке, «выплывают» из чуть затемненных залов и поражают размерами.Наверное, самый крупный во всех смыслах раздел выставки — «Военная история России XVIII — начала XX века».»К XIX веку сложились стереотипы написания исторической картины, поэтому в батальный класс шли за необычными и более современными темами, — поясняет куратор. — Эти ученики были самыми прогрессивными, потому что их работы отличались реконструкцией событий и исторической точностью. Они показывали далекое прошлое и недавнее или современное».То есть история входила в современность, а художники-историки становились версией нынешних репортеров.В этом зале — морское «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года» Александра Боголюбова и знаменитая «картинка из учебника» «Военный совет в Филях» Алексея Кившенко.Мастера иллюстрировали петровские сражения, кампании Екатерининской эпохи, Отечественную войну 1812 года, Крымскую войну 1856 года, Кавказскую кампанию, Балканы, Первую мировую.Кульминацией выставки можно назвать работу Виктора Васнецова «Архангел Михаил» 1914-1915 годов.»Это философское обобщение борьбы добра со злом, — подчеркивает куратор Светлана Усачева. — Сюжет, осмысляющий вечные события. От борьбы, реальности мы символически возвращаемся к Руси».После просмотра выставки остается именно такое чувство: хочется осмыслить шедевры, почитать Ключевского, а потом вернуться и заново пройтись по залам Третьяковки.

Источник: ria.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *