Зельфира Трегулова: музей не сложил работу на полку до лучших времен

Зельфира Трегулова: музей не сложил работу на полку до лучших времен

Государственная Третьяковская галерея, как и остальные учреждения культуры, была вынуждена закрыть свои двери для посетителей в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в середине марта. Директор музея Зельфира Трегулова рассказала в интервью РИА Новости об изменениях в календарно-выставочном плане и плюсах перехода на удаленку, поделилась мнением о сотрудничестве с Сергеем Шнуровым и почему важно работать на опережение, чтобы сохранить посетителей. Беседовала Екатерина Сошникова.

/div>

— Это трудно уложить в голове. Мы с моими коллегами за те пять лет, что я руковожу музеем, каждый день делали все, чтобы двигаться, развиваться, работать для публики и во славу русского искусства. И сейчас внутренне сложно именно психологически переживать этот процесс.

/div>

— Закрытые двери музея совершенно не означают, что мы прекратили работать для своих посетителей. Мы разрабатываем онлайн-программы, проводили большое количество съемок, все просто фонтанируют идеями. Кроме того, сейчас идет непрерывная работа по ряду больших музейных изданий, в частности, над каталогом к выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», который будет издан на русском, немецком и английском языках, над академическим каталогом древнерусской живописи и многим другим.

Музеи переходят в интернет: «Куликово поле» ищет новые форматы работы

/div>

— Что вы! Работу никто не отменял. Еще и появилась необходимость решения насущных сложных задач, которые мы стараемся оперативно решать. И несмотря на то, что работа ведется из дома, все равно стараешься быть многостаночником, успевать многое. Это хороший урок нам всем, как быть более эффективными.

/div>

— Помимо продления карантина до конца апреля, есть также положения министерства культуры о том, что мы можем планировать серьезные мероприятия массового участия только начиная с июля месяца. В связи с чем мы, конечно же, пересмотрели выставочный план, поскольку у Третьяковской галереи запланировано много выставок на конец 2020 – начало 2021 года. Так, выставка современного искусства Индии была перенесена сразу же на следующий год, в силу того что транспортировка должна была осуществляться морем, уже в середине марта стало понятно, что в сложившейся ситуации мероприятие нужно переносить. И это, к счастью, единственный серьезный перенос. Что касается остальных выставок, то мы очень надеемся, что нам удастся продлить выставку «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в силу того, что у нас появилась возможность продержать данную экспозицию до сентября, ведь «Русская сказка» проработала ровно три недели, и посетили ее за это время свыше 50 тысяч человек – потрясающий результат! Если все сложится, как мы планируем, то с первых чисел июля она сможет открыться для зрителей.

/div>

— Понятно, что мы сдвигаем планы экспонирования в основном здании на Крымском валу, где проходят наши самые масштабные выставки. Мы должны были 10 апреля открыть огромную выставку «Ненавсегда.1968-1985», посвященную искусству эпохи застоя, она была уже в высокой степени готовности. Надеюсь, что мы ее откроем в течение первых десяти дней после открытия музея, то есть 10 июля. В это же время мы готовы будем открыть выставку-дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина, выставки из собрания Дмитрия Коваленко. Их смонтировать и открыть будет несложно, поэтому музей это сделает в первые две недели июля. Также у нас переносится на осень выставка «Никоновы. Три художника», а экспозиция «Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины ХIХ века» продлена не будет. Кроме того, мы будем вынуждены перенести где-то на начало декабря открытие выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» которую мы делаем с рядом крупнейших музеев Германии и России. Сейчас мы ведем серьезную работу с нашими коллегами из Дрездена над каталогом, над сроками, над архитектурой выставки. Не могу не сказать о том, что в качестве архитектора над удалось пригласить Даниэля Либескинда, с которым как раз и прорабатываем наш совместный проект.

КультураЭксперт рассказал, как пандемия повлияет на музеи

/div>

— Третьяковская галерея недополучает примерно 2,7 миллиона рублей ежедневного дохода. С учетом того, что мы должны еще оплачивать содержание здания, коммунальные услуги, то эта цифра составляет уже более трех с лишним миллионов в день. При этом мы никого не увольняем и платим зарплаты в соответствии с установленными законами. Это достаточно серьезное испытание для нас.

/div>

— Конечно. Как только стало понятно, что ситуация с коронавирусом коснется и музеев, мы сразу же приступили к записи и подготовке специальных онлайн-программ, учитывающие тот факт, что люди, которые будут смотреть их, в ближайшее время не смогут оказаться в наших залах, увидеть оригиналы, поэтому мы записали 18 сюжетов про коллекцию Третьяковки, создали видеоэкскурсии, которые пользуются огромным спросом. Мы посчитали, что за первые недели карантина эти видео на самых разных наших платформах посмотрело около двух миллионов человек – это огромная цифра! Кроме того, у нас ежедневно увеличивается количество подписчиков в социальных сетях, а посещаемость образовательного ресурса «Лаврус» с 18 марта увеличилась в семь раз, что является серьезным ростом.

Более того, на телеканале «Культура» на этой неделе начнется показ фильма про Третьяковскую галерею с рассказом про выставочные проекты, про музей и важнейшие произведения из собрания музея.

Санкт-Петербургская Кунсткамера продолжит работу в режиме онлайн

/div>

— Это очень интересный опыт. По фильму мы с Сергеем проходим по залам галереи и останавливаемся у одиннадцати важнейших, на наш общий взгляд, произведений отечественного искусства, разговариваем о них, импровизируя перед полотном, без заранее выученных и подготовленных фраз. Мне понравился формат, потому что диалог – это как раз то, что сегодня нам всем не хватает. Я неслучайно говорю о новых форматах, потому что возможность получить доступ к собраниям музея буквально из дома заставляет делать разговор гораздо более спонтанным и эмоциональным, чтобы передать непосредственное ощущение от оригинала и погрузить в атмосферу Третьяковки. Что мне особенно понравилось в проекте — диалог двух человек, причем Сергей Шнуров был как умницей, интеллектуалом, образованнейшим человеком, так и человеком, который иногда задавал вопросы от лица обыкновенного зрителя, простого обывателя, что создавало элемент игры. По отзывам моей семьи, которую очень увлекла экскурсия, им не было скучно, потому что звучала ранее неизвестная, но очень интересная информация.

/div>

— Мы хотели бы продолжить именно в этом формате, но уже на Крымском валу. Идея экскурсии была придумана на вторую неделю закрытия музея и невероятно быстро реализована. Съемки велись всего два дня, причем со всеми предосторожностями: все участники процесса были в перчатках и масках, которые регулярно менялись. Очень бы хотелось продолжить, если на то будет желание наших спонсоров и возможность организовать эти съемки в ситуации сегодняшнего, гораздо более жесткого карантина. Мы бы с удовольствием это продолжили, надеюсь, что Сергей Шнуров не откажется от дальнейшей с нами работы.

КультураОльга Любимова: карантин подтолкнул культуру перейти на цифру

/div>

— Я думаю, что пойдут. И, на мой взгляд, мы должны работать на опережение, предугадывать это. И тот факт, что мы закрыты, отнюдь не означает, что все сложено на полку до лучших времен. Это не так. Сотрудники очень хорошо понимают, что надо доносить до всех и каждого, что мы, как и любой другой музей сегодня, живая институция. Тем более что прошлый год для Третьяковской галереи был абсолютно рекордным – к нам пришло 2,8 миллиона человек, мы впервые в истории музея вошли в топ-20 главных музеев мира по цифрам посещаемости. А первые два месяца этого года были также невероятно успешными, самыми посещаемыми за всю историю музея, поэтому мы постараемся сохранить нашего зрителя.

/div>

— Я думаю, что все те онлайн-программы, которые сейчас проводит музей, будут для нас очень важным шагом на пути к выработке новых форматов и языка общения с посетителем. На мой взгляд, сегодняшние онлайн-экскурсии очень сильно погружают зрителя в суть того, что представляет собой данное художественное произведение, в атмосферу самой галереи и непосредственного мира художника. К тому же, мне кажется, пришло понимание и того, что большой объем работы эффективно переносить онлайн, отпадает нужда организовывать реальные совещания, когда можно собрать всех в формате видеоконференции. Но это отнюдь не сказывается на работоспособности и эффективности выполнения поставленных задач.

КультураКак на карантине побывать бесплатно во всех музеях мира

Источник: ria.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *