Сериал «Зулейха открывает глаза» рассорил россиян

Сериал «Зулейха открывает глаза» рассорил россиян

По ряду технических причин показ сериал «Зулейха открывает глаза» был перенесен с осени прошлого года на эту весну. И в короновирусных реалиях этот проект, вероятно, воспринимается публикой острее, вызывая нешуточную полемику. В сериале и правда много того, что как будто придумано для горячего обсуждения с разных точек зрения. «МК» изучил закулисную сторону проекта и реакцию телезрителей на сюжет и героев.

фото: Кадр из видео

Главная героиня фильма татарская крестьянка Зулейха во время раскулачивания теряет мужа и отправляется в Сибирь вместе с другими ссыльными, среди которых самые разные люди: от представителей интеллигенции до уголовников. Все они вынуждены строить в Сибири новый мир взамен своего потерянного прошлого. 

Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» вполне справедливо называют почти готовым сценарием для экранизации и поэтому от создателей сериала в этом случае вроде бы требовалось немногое: не ошибиться с актером и прилежно перенести на экран текст книги. Но режиссер сериала Егор Анашкин явно хотел, чтобы экранизация нашумевшей книги не стала проходной костюмной драмой об ужасах сталинской коллективизации и поэтому амбиций в фильме хоть отбавляй.

Одни только титры рисовали целый месяц, ради изображения вытоптанной на снегу птицы Семруг пригласили британского художника, который специализируется на сноу-арте, и в ходе съемок группа вопреки всем сериальным традициям не засиживалась в павильонах. За время работы в кадр попали локации в десятке российских городов, на возведение поселка, который по сюжету строят ссыльные, ушло пятьсот кубов древесины, а еще понадобились паровозы, волк, медведь, винтовки из девятнадцатого века, пара сотен статистов и настоящие личные вещи оказавшейся в лагерях российской аристократии.

Все это предсказуемо заинтриговало любителей сериалов и соцсети забурлили уже после выхода первого эпизода. Разброс обывательских суждений был как всегда широк. От «каждый кадр — хоть в рамку вставляй» и «драматично, красиво, колоритно», до «смотреть противно» и «получился комикс какой-то». Впрочем, так видимо и должны отзываться о сериале, где герои либо очень плохие либо очень хорошие, где исторические события пересказаны в крайне эмоциональном ключе, а финал не так уж сложно предсказать. Но если критики искали дефицит аутентичности, разглагольствовали о слишком навязчивой картинке и приемах съемки, то обыватели, мнение которых во времена соцсетей бывает слишком навязчивым, перешли на личности.

Так исполнительница главной роли Чулпан Хаматова в своем микроблоге высказала большое сожаление по поводу того, что ей поступают чуть ли не проклятия за роль Зулейхи. По слова актрисы она ожидала получить недовольные отклики от радикально настроенных представителей татарских движений, но вот обвинения в очернении российской истории стали для нее большим сюрпризом. Сама актриса уверена, что все зверства революционного режима при раскулачивании показаны недостаточно жестко и выделяет «Зулейху» как проект, который собрал самые гневные отклики по сравнению с реакцией на другие сериалы про сталинскую эпоху с ее участием.

При этом выбор актеров на главные роли многие отмечают как самую сильную сторону картины. И актеры, в свою очередь, вспоминают съемки как интересный во всех отношениях опыт.

«Самыми трудными физически были сцены на воде, где мы плавали с Чулпан, когда баржа тонет, — вспоминает Евгений Морозов, сыгравший красноармейца Игнатова. —И зимние сцены… В романе всё происходит при 30-40 градусах мороза, мы снимали максимум при минус 20, и я погибал. При этом меня каждую минуту отогревали, после каждой сцены одевали, утепляли. А ещё в какой-то момент привыкаешь к пистолету, к тому, что ты командуешь двумя сотнями человек, что ты орёшь на всех. Власть – очень сладкая штука.»

Сергей Маковецкий утверждает, что сначала очень хотел сыграть какого-нибудь злодея, но режиссер сериала уговорил актера на роль доктора Лейбе. «И я подумал, как интересно сыграть героя, который находится в определенной капсуле, мире, но при этом не показать, что он сумасшедший, — говорит Маковецкий. — Передать не диагноз, а понять, что это такое, как человек видит, слышит, ставит диагнозы, но не замечает, что у него нет запонки, а ниткой зашитые рукава. Думаю, на месте Лейбе я бы поступил также.»

Выбор Чулман Хаматовой на роль Зулейхи со стороны мог показаться весьма спорным. В последнее время у многих сложился очень активный образ Чулпан не только как актрисы, но и общественной активистки и, в определенном смысле, иконы локального феминизма. И вот во всех этих доспехах ей предстояло перевоплотиться в неграмотную забитую женщину, которая к тому же почти все время молчит. «У меня был сильный спор с героиней – её развитие от начала, некой бессловесной, послушной жены, к героине, которая сама принимает решения. Это начало мне не сразу удалось», — говорит Чулпан и добавляет, что погружаясь в проект, вдруг поняла свои национальные корни, о которых так легко забыть в космополитичной Москве.

Один из самых ярких образов в сериале достался Юлии Пересильд. Ее Настасья чем-то напоминает современных амбициозных предпринимателей, которые видят цель, не видят преград и без лишней головной боли принимают любую аморальность, если она на пользу делу. «В тот момент, когда мы стали обсуждать Настасью и склеилась тетрадка роли, я поняла, что ненавижу её и всё, что она делает, и чем дальше, тем хуже», — говорит актриса.

Но при этом кинодива невероятно хороша в образе витальной бой-бабы и с поистине революционным задором играет многочисленные постельные сцены. Когда герой Морозова в кровати курит сигарету, которую героиня Пересильд держит пальцами ног, довольно трудно поверить, что подобные вещи происходят в федеральном прайм-тайме. Но выясняется, что иногда даже духоподъемные намерения показать людей, которым определенно хуже, чем нам сейчас, могут содержать пикантные приправы. Бывает же такое.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *