Александр Зацепин пообещал обучить нотной грамоте петуха

Александр Зацепин пообещал обучить нотной грамоте петуха

10 марта композитору Александру Зацепину исполнилось 95 лет. С тех пор он продолжает принимать поздравления, участвует в мероприятиях в свою честь. 9 апреля в Москве состоится его большой юбилейный концерт. Зацепин написал музыку к комедиям Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», к картинам «Земля Санникова», «Женщина, которая поет», мультфильмам «Ну, погоди!», «Тайна третьей планеты», «Фильм, фильм, фильм».

Фото: Светлана Хохрякова

24 марта юбилей Зацепина отпраздновали в Театре кукол Образцова, сыграв спектакль «Барон Мюнхгаузен», где звучат его песни. А через несколько дней Александра Сергеевича принимали на «Союзмультфильме», с которым он активно сотрудничает, а с утра пораньше в день своего визита  прислал новую песню для сериала  «Оранжевая корова». Юбиляру показали на большом экране «Девчачьи штучки» и еще несколько серий, где звучат его песни. Сам он что-то уловил, чего другие не заметили, и спросил: «Кто новогоднюю песню написал? Я люблю текст глазами посмотреть». И попросил о встрече со своим  соавтором. «А без музыки и молока бы не было»,  – считает юбиляр.   

Вместе с юными актерами, принимавшими участие в создании картины, которые знают его песни наизусть, Александр Зацепин поднялся на этаж, где создается «Оранжевая корова». Теперь совсем другое производство, все не так, как было в прежние годы, когда он работал с Качановым и Хитруком. Многое делается при помощи компьютеров. Александру Зацепину, который одним из первых у нас освоил новейшие технологии в музыке, было интересно увидеть, как все сейчас происходит в мультипликации. Удивительно, что он проявил такую заинтересованность и обошел всех, кто занят в производстве фильма.

«Когда рисуешь не на бумаге, — это одно, а на планшете и в компьютере сразу же можно отчего-то отказаться, что-то поменять или вообще отменить,  – объясняет гостю художник «Оранжевой коровы». – Все сейчас гораздо проще, поэтому мы  работаем быстро. Можем  делать по серии в неделю. Это мировой стандарт». 

Зацепин интересуется тем, на каких компьютерах работают создатели мультфильма и сам рассказывает: «У моей дочери такой же компьютер. Она работает переводчиком во Всемирной организации здравоохранения». Его дочь живет в Европе. А сам Александр Зацепин  еще   в 1982 году уехал  во Францию, но живет и у дочери  в Швейцарии, и в Москву приезжает.    

Его возвращению на «Союзмультфильм» мы, скорее всего, обязаны директору студии  Борису Мошковцеву, родители которого многие годы были дружны с Зацепиным. 

«У Александра Сергеевича уже была высокотехнологичная студия с компьютером и синтезаторами в тот период, когда я имел представление только об обычных аналоговых музыкальных инструментах и не понимал, как это все работает, что такое файлы, — вспоминает Борис Мошковцев. —  Это было что-то непостижимое. И я заразился двумя вещами – технологиями в творчестве и  музыкой в кино, хотя в тот момент и не собирался им заниматься.  Прошли годы, и я оказался  на «Союзмультфильме». Когда обратился к Александру Сергеевичу, он сказал: «Это все слухи, что я дорогой композитор. Я бы с удовольствием поработал для «Союзмультфильма». С этой репликой я пришел к Алене Оятьевой и Елене Черновой (режиссеры анимационного кино – С.Х.), которые и ухватились за его  слова, как  за спасательный круг. Те, кто с нами пришел на студию три года назад, помнят, что это был за корабль, состоящий из отдельных досок, а больше кирпичей, которые тянули на дно. И надо было как-то плыть. Всем нужен был повод для вдохновения. Для нас оно связано с появлением Александра Сергеевича, благодаря которому поднялись первые наши проекты.  Исторически на «Союзмультфильме» всегда большое внимание уделялось музыкальной культуре, которая формирует гармоничное развитие ребенка. Мой слух тоже формировался на красивой музыке. Я стал фанатом песен Александра Сергеевича, написанных к «Оранжевой корове». 

Александр Зацепин в гостях у анимационных героев.

Фото: Светлана Хохрякова

Во время экскурсии по этажу, где создается этот фильм, Борис Мошковцев рассказывал Александру Зацепину об особенностях производства:  «Вы можете сделать библиотеку персонажей, характерных эмоций, движения рук. За счет этого в руках аниматоров все персонажи ведут себя примерно одинаково». Зацепин заметил,  что у него тоже есть музыкальная библиотека: «Времени нужно много потратить, чтобы найти то, что тебя нужно».  

Режиссер Алена Оятьева, знакомая нам по мультфильмам «Евгений Онегин», «Жила-была Муха», специально приехала из Петербурга, чтобы встретиться с Александром Зацепиным. Она стала продюсером «Оранжевой коровы».  Между ними возник интересный диалог, лишний раз подтверждающий, что Зацепин чужд всяческих церемоний и чинопочитания. 

Иногда у меня было ощущение, что я слушаю музыку Александра Сергеевича, и все остальное теряется. Ваш уровень таков, что я даже не могу что-то комментировать.   

— Вы могли бы сказать, что вам что-то не нравится.  

— Как я могу такое сказать? Мы выросли на вашей музыке. Как мы мечтали поработать с таким композитором! Внутри вашей музыки с ее утрированным гротесковым темпом и ритмом всегда заложена анимация.  Если смотреть фильмы Гайдая, выключив звук, но оставив вашу музыку, то совершенно спокойно можно  туда поместить  анимационное изображение. 

Чуть больше недели назад на Открытом анимационном фестивале в Суздале отмечали сорокалетие мультфильма «Тайны третьей планеты» режиссера Романа Качанова, музыку к которому написал Александр Зацепин. Сам композитор туда поехать не смог, и теперь ему преподнесли в подарок петуха с нотами, изготовленного из фарфора.  Александр Сергеевич внимательно на него посмотрел и сказал: «Не знает нот, но я с ним позанимаюсь». 

Завершилась встреча застольем. Дорогого гостя угощали лавандовыми блинчиками голубого цвета и каннеллони с малиной. 

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *