Эксперты предрекли крах украинской экономике после достройки «Северного потока»

Эксперты предрекли крах украинской экономике после достройки «Северного потока»

Какая судьба постигнет украинскую газотранспортную систему после того, как будет достроен «Северный поток- 2» — важный вопрос в мировой политической повестке. Его обсуждали в ходе недавнего телефонного разговора президент США Байден и президент Украины Зеленский. Сегодня по этому поводу высказались в Бундестаге Германии. И, конечно, об этом будут говорить в ходе встречи президенты России и США. О том, сохранит ли Россия транзит газа через Украину и зачем ей это надо, «МК» решил выяснить у экспертов обоих стран.

Фото: Ольга Шуклина

— В 2019 году с Украиной был подписан транзитный контракт на прокачку газа до 2024 года. По этому пятилетнему договору Россия была обязана прокачать в прошлом году 65 млрд. кубометров топлива через их газотранспортную систему, а в последующие четыре года по 40 млрд. куб. газа. Причем контракт заключен по системе «качай или плати», поэтому мы можем хоть вообще ноль кубометров закачать в их ГТС, платить все равно придется, — говорит Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития

— А что будет после окончания контракта, к тому времени уже и «СП-2» достроят и запустят?

— Ничего страшного не случится. Просто будет новый транзитный договор на новых условиях – вот и все. А вся шумиха, которую поднимают в Европе и Америке вокруг украинской ГТС, на самом деле связана только с «Северным потоком-2», а не потому что Москва отнимает у Киева что-то вкусное.

Кстати, Россия пока нет «СП-2» пропускает через украинскую ГТС даже чуть большие объемы, чем было запланировано, чтобы обеспечить газом Европу.

— Но после запуска «Северного потока-2» такие объемы прокачки газа через Украину нам будут уже не нужны.

— Да, в новом договоре скорее всего будут фигурировать цифры 25-40 млрд. кубометров газа. Но полностью отказываться от украинской трубы мы вряд ли будем. Потому что любые трубопроводы должны ремонтироваться, а, значит, нужны резервные пути прокачки. Кроме того, зимой бывают пиковые нагрузки на ГТС, и здесь тоже без резерва не обойтись.

— Но в качестве резервного украинский трубопровод будет нужен примерно раз в год, а в остальное время как будет использоваться ГТС?

— Во-первых, по нему поставляется газ в соседние к ней страны. Во-вторых, сама Украина использует его. Если не будет задействована ее ГТС в сторону Европы, то не будет и никакого возврата, по которому Киев получает газ для собственных нужд. Они и сейчас покупают у европейских партнеров наш газ недешево, а если он будет идти только через «Северный поток-2», то голубое топливо будет вообще стоить баснословные деньги для украинских потребителей.

— Украинская ГТС строилась еще при Советском Союзе, сейчас она нуждается в реконструкции. Есть ли у Киева на это деньги?

— А это вопрос открытый. На «поддержание штанов» – содержать ее в более-менее рабочем состоянии – у них средств хватает. А вот для того, чтобы сделать полную реконструкцию трубопровода, демонтировать старую трубу и проложить новую, нужны несколько миллиардов долларов.

— Откуда их может взять Киев?

— Варианты есть. Может взять кредит Украина, а могут вложиться трейдеры. Все равно демонтировать трубу на металлолом нельзя. Киев использует ее не только как транзитную экспортную систему, но это еще и внутренняя газотранспортная сеть. Вся страна от нее питается газом. Кроме этого, на территории Украины находятся самые большие в Европе хранилища газа, поэтому трейдеры, торгующие газом на европейском рынке, тоже заинтересованы в реконструкции украинской ГТС. Если подойти к этому вопросу с умом, то всегда можно найти инвесторов, заинтересованных в реализации этого проекта.

Комментарий киевского аналитика Андрея ВАДЖРА:

— Экономика Украины разрушена, серьезных источников доходов у страны нет. Сейчас вообще на первый план выходят по уровню поступления валюты «заробитчане», то есть люди, которые уезжают в Европу на заработки и привозят потом в страну валюту. Поэтому газовый транзит из России в Европу для Киева – это один из основных источников дохода в бюджет. И если транзит прекратится, то компенсировать эти доходы будет нечем. Отсюда весь этот шум и гвалт вокруг украинской ГТС на западе. Наши партнеры понимают, что тогда им придется содержать Украину, а они уже давно слили Нежалежную и даже крышку унитаза за собой закрыли.

Но Владимир Путин дал четко понять, что Россия никого кормить не обязана и не собирается. Поэтому хитрая американская схема – с одной стороны использовать Украину против России, а с другой – чтобы Россия содержала Украину – уже закрывает, она больше не работает.

По большому счету, устаревшая ГТС Украины уже никому не нужна. Американцы пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. Они вынуждены были пойти на попятный с санкциями против «Северного потока-2», поэтому сейчас Байден клянется, что будет отстаивать интересы Украины во время переговоров с Путиным. А Путину нужно закончить и запустить «СП-2», поэтому он тоже готов обещать, что транзит газа через Украину будет сохранен даже после запуска «Северного потока -2». Но все это «бла-бла-бла» и не более того.

К сожалению, развал украинской экономики достиг уже такого масштаба, что будет или нет транзит российского газа через Украину после окончания транзитного договора, для нас это принципиального значения уже не имеет. Спасти нашу экономику может только чудо, а не ржавый трубопровод и уж точно не досужие разговоры политиков.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *